Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 301929–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в целях обеспечения реализации положений проекта федерального закона «О северном завозе»)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проект федерального закона разработан в целях обеспечения реализации положений проекта федерального закона № 301981–8 «О северном завозе», которым предлагается комплексно урегулировать отношения, связанные с завозом грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления полномочиями по организации и осуществлению северного завоза.

Законопроектом также проектируется внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части установления обязанности линейных морских перевозчиков обеспечивать первоочередную перевозку в каботаже грузов северного завоза первой и второй категории.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установив обязанность администрации морских портов осуществлять мониторинг перевалки и технологического накопления грузов северного завоза первой и второй категорий на морском терминале, а также еженедельно размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» сведения о перевалке и технологическом накоплении указанных грузов в морских портах, входящих в соответствующую администрацию морских портов.

Проектируется также обязанность операторов морских терминалов и иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта информировать администрацию морских портов о перевалке и технологическом накоплении грузов северного завоза первой и второй категорий на морском терминале, а также при прочих равных условиях обеспечивать первоочередную перевалку указанных грузов при их перевозке в каботаже.

Кроме того, проектом федерального закона предлагается внести изменения:

 в Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», установив, что железнодорожные перевозки грузов северного завоза имеют приоритет по отношению к иным перевозкам, кроме специальных и воинских железнодорожных перевозок;

в Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» в целях создания правового основания для выпуска материальных ценностей из государственного резерва для целей северного завоза;

в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части установления возможности оплачивать продовольственные товары, относящиеся к грузам (продукции) северного завоза, срок годности на которые установлен свыше тридцати дней, по соглашению сторон в срок более чем сорок календарных дней со дня их фактического получения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», установив, что объектами концессионного соглашения могут быть здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и транспортировки грузов северного завоза, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов.

Предполагаемый срок вступления в силу проектируемых изменений – с 1 сентября 2023 года.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.