Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 301981–8 «О северном завозе»

Внесен Правительством Российской Федерации


Проектом федерального закона предлагается установить комплексное регулирование отношений, возникающих при осуществлении завоза грузов на территории, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов.

Проектом федерального закона предлагается определить основные понятия в указанной сфере, в том числе «северный завоз», «территории северного завоза», «участники северного завоза», «грузы северного завоза», «опорная сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза» и другие.

Согласно проекту федерального закона северный завоз – это комплекс организационных, транспортно-логистических мероприятий и финансовых механизмов по регулярному, бесперебойному снабжению территорий, расположенных в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов.

В целях построения эффективной системы управления северным завозом в проекте федерального закона предлагается разграничить полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере осуществления северного завоза предлагается отнести, в частности, определение перечня территорий северного завоза на основании предложений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, определение объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, определение федерального координатора и единого морского оператора северного завоза.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается отнести, в том числе, организацию, координацию и планирование северного завоза, а также определение порядка создания стратегического запаса грузов жизнеобеспечения.

Предполагается, что органы местного самоуправления будут участвовать в планировании северного завоза, а также обеспечивать своевременное размещение информации о мероприятиях в сфере осуществления северного завоза, проводимых органом местного самоуправления, в Федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза.

Проектом федерального закона проектируется разделение грузов северного завоза на три категории.

К первой категории будут относиться грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Перечень таких грузов будет утверждаться Правительством Российской Федерации. При этом предлагается установить, что Правительство Российской Федерации оказывает государственную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим завоз грузов, включенных в перечень грузов первой категории.

Грузы второй категории – это грузы для государственных и муниципальных нужд (за исключением грузов первой категории).

К грузам третьей категории будут относиться иные грузы, не включенные в первую и вторую категории.

Проектом федерального закона предлагается наделить высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, главу местной администрации правом оказывать поддержку участникам северного завоза, осуществляющим завоз грузов, не включенных в перечень грузов первой категории за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В зависимости от категории грузов будут оказываться финансовые и иные меры поддержки участникам северного завоза.

В частности, социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы, которые отнесены к первой категории, а также грузы второй категории будут перевозиться и обслуживаться на объектах транспортной инфраструктуры в приоритетном порядке.

Предлагаемые изменения позволят создать условия для минимизации рисков срыва сроков доставки жизненно важных товаров в удаленные и труднодоступные населенные пункты Крайнего Севера.

Проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по определению перечня объектов опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза на территории субъекта Российской Федерации по предложению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, согласованному с собственниками таких объектов.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по содержанию опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, предполагается осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

С 2026 года финансирование содержания объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, планируется осуществлять в размере 100 процентов от нормативов финансовых затрат в случае если такие нормативы установлены соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, главой местной администрации.

В целях создания необходимых условий и стимулов для лиц, осуществляющих деятельность в сфере северного завоза, проектом федерального закона планируются финансовые, имущественные и иные меры государственной и муниципальной поддержки.

Финансовая поддержка северного завоза может осуществляться посредством предоставления участникам северного завоза бюджетных кредитов и субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.

Имущественная поддержка северного завоза может осуществляться органами государственной власти, местными администрациями посредством передачи во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся участниками северного завоза, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Проект федерального закона закрепляет механизмы предотвращения дефицита товаров северного завоза вследствие сбоев в поставках (создание стратегического запаса грузов жизнеобеспечения на уровне субъекта Российской Федерации, выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва).

Проектом федерального закона предлагается создание Федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза. Посредством указанной информационной системы будет обеспечиваться формирование, сбор, хранение, обработка и анализ информации о северном завозе, планирование северного завоза, а также учет и мониторинг движения грузов северного завоза.

Проектируется, что ежегодно на трехлетний период федеральным координатором северного завоза будет формироваться и утверждаться план северного завоза с учетом стратегического запаса грузов жизнеобеспечения (в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о создании такого запаса).

В соответствии с проектом федерального закона перевозка грузов северного завоза осуществляется морским, внутренним водным, автомобильным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

В целях осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами законопроектом предлагается создание единого морского оператора северного завоза. Правительство Российской Федерации предполагается наделить полномочиями по определению основ ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза и правил регулирования тарифов на такие услуги.

Предполагаемый срок вступления в силу проекта федерального закона в случае его принятия – с 1 сентября 2023 года.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.