Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 299053–8 «О соблюдении тишины и покоя граждан в Российской Федерации»

Внесен депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко и другими


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на совершенствование механизма обеспечения тишины и покоя граждан в ночное время на территориях жилой застройки в Российской Федерации.

Проектом предлагается определить:

период ночного времени с 22 часов до 7 часов;

закрытый перечень объектов, на которых должны обеспечиваться тишина и покой граждан в ночное время (жилые объекты, объекты социальной инфраструктуры и прилегающую к ним территорию);

перечень действий, нарушающих тишину и покой граждан;

случаи, на которые не распространяются предлагаемые требования об обеспечении тишины и покоя граждан.

Кроме того, проектом вводится механизм профилактики нарушений тишины и покоя граждан. Так, определяется круг лиц, осуществляющих такую профилактику (собственники (наниматели) объектов и (или) помещений, определенных проектом, а также лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, малоэтажным жилым комплексом), виды и формы профилактики, в том числе составление уполномоченными лицами актов, подтверждающих факт или событие нарушения тишины и покоя граждан, с последующей его передачей в уполномоченные органы.

Форму такого акта, а также порядок взаимодействия лиц, участвующих в профилактике нарушений тишины и покоя граждан в ночное время, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор и органов внутренних дел предлагается устанавливать федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Также предусматривается установление административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в Российской Федерации в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Предлагаемое вступление в силу проектируемых изменений – с 1 марта 2024 года.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, в настоящее время вопросы обеспечения тишины и покоя граждан в ночное время регулируются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, анализ которых показывает неоднородность установленных требований к определению ночного времени суток, к видам действий, повлекших нарушение тишины и покоя граждан, к мерам административного наказания за совершение таких действий, а также наличие правовых пробелов. Внедрение единого закона о тишине и покое граждан послужит основой для восстановления положительной правоприменительной практики по реализации прав граждан на тишину и покой в ночное время.

Комитет, поддерживая важность вопросов обеспечения тишины и покоя граждан в ночное время, полагает необходимым отметить следующее.

Предлагаемый проектом закрытый перечень объектов, на которых должны обеспечиваться тишина и покой граждан в ночное время, нуждается в дополнительной проработке с целью исключения нарушения прав граждан, находящихся (проживающих) на неучтенных в перечне объектах, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Применяемую проектом терминологию (в части указываемых больниц, диспансеров, санаториев детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов) необходимо привести в соответствие с терминологией, используемой в действующем законодательстве Российской Федерации (федеральные законы от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

При отсутствии указания на предельно допустимый уровень шума (громкости) предлагаемые проектом нормы не позволяют разграничить действия, не нарушающие тишину и покой граждан, и действия, их нарушающие. В связи с этим используемые формулировки, согласно которым к «нарушающим» действиям относятся, в частности, «использование телевизоров, радиоприемников» после 22 часов, могут привести к проблемам правоприменительного характера.

Ряд используемых формулировок допускает широкие пределы толкования (например, использование в ночное время «звуковоспроизводящих устройств», «устройств звукоусиления», совершение «действий, сопровождающихся звуками»), в связи с чем их применение может быть существенно затруднено.

Комитеты-соисполнители – Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности – поддерживают концепцию проекта.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта.