Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 322234–8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в целях регулирования вопросов, связанных с установлением границ населенных пунктов и границ территориальных зон)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проект федерального закона направлен на оптимизацию осуществления процедуры установления границ населенных пунктов и территориальных зон при наличии их пересечения с границами земельных участков, а также внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), в том числе в рамках исправления органом регистрации прав реестровых ошибок.

В указанных целях проектом федерального закона предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Земельный кодекс Российской Федерации (Земельный кодекс), Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона, в связи с наличием в действующем законодательстве запрета на внесение в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон при наличии выявленных пересечений указанных границ с границами земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года в ЕГРН внесено только 42,3% границ населенных пунктов и 30% границ территориальных зон. Отсутствие в ЕГРН соответствующей информации негативно сказывается на градостроительном потенциале территорий муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, создает правовую неопределенность для правообладателей земельных участков относительно их правового режима, способствует возникновению земельных споров.

В целях устранения обозначенных негативных явлений проектом федерального закона предлагается дополнить Федеральный закон № 218-ФЗ положениями, устанавливающими, что наличие пересечения границ населенных пунктов и границ территориальных зон с границами земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта (занятого им), или земельных участков, имеющих согласно сведениям ЕГРН пересечения между собой, не является препятствием для установления границ населенных пунктов, территориальных зон и внесения сведений о них в ЕГРН.

В частности, если при внесении в реестр границ ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов и границ территориальных зон органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, орган регистрации прав вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в описание их местоположения в целях приведения этих сведений в соответствие с содержащимся в ЕГРН описанием местоположения границ земельных участков.

При этом Росреестр вправе вносить такие изменения, если более 50% площади указанного земельного участка находится соответственно в границах или за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

Исключение составляет земельный участок, предназначенный для размещения линейного объекта. В данном случае при выявлении пересечения границ подобного земельного участка с границами населенного пункта или территориальной зоны орган регистрации прав одновременно с внесением в реестр границ сведений о местоположении границ населенного пункта осуществляет государственный кадастровый учет в связи с разделом данного земельного участка, а также государственную регистрацию права на образованные земельные участки лица, являющегося правообладателем исходного земельного участка.

Проектом федерального закона орган регистрации прав наделяется полномочием по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Также предлагается установить порядок доступа к земельным участкам, зданиям, сооружениям или объектам незавершенного строительства на земельном участке в целях обеспечения выполнения за счет бюджетных средств мероприятий по определению координат характерных точек их границ и контуров при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Проектом федерального закона предусматривается упрощение процедуры, а также сокращение срока устранения органом регистрации прав реестровой ошибки.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.