Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 351414–8 «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“

(в части уточнения полномочий в сфере содействия занятости населения)

Внесен сенатором Российской Федерации О.Ф. Ковитиди


Проектом федерального закона (далее – законопроект) предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов осуществления мер по содействию в трудоустройстве и занятости призванного на военную службу по мобилизации или проходящему военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ), либо заключившему контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, проведенный мониторинг регионального законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления свидетельствует о том, что мобилизованные граждане и члены их семей не во всех субъектах Российской Федерации могут получить дополнительные трудовые гарантии, в связи с чем предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечение единообразных дополнительных трудовых гарантий, предоставляемым субъектами Российской Федерации соответствующим категориям граждан.

В связи с этим необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации уже предусматривает полномочия субъектов Российской Федерации в области содействия занятости, в рамках которых могут быть решены, в том числе вопросы осуществления мер по содействию в трудоустройстве и занятости предусмотренных законопроектом категорий граждан.

В частности, подпункты 1 и 4 части 1 статьи 71–1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации № 1032-I) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относят принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, разработку и реализацию мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.

Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения являются избыточными.

Вместе с тем, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона № 275599–8 «О занятости населения в Российской Федерации», который, в частности, направлен на решение обозначенных в законопроекте вопросов. Так, из статьи 14 указанного проекта федерального закона следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и осуществлять дополнительные мероприятия государственной политики в сфере занятости, в том числе направленные на содействие занятости гражданам, которые окончили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона
№ 53-ФЗ, либо у которых прекратилось действие заключенного ими контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также гражданам, относящимся к членам их семьи в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона
от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Также в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации № 1032-I занятыми считаются, в том числе граждане, проходящие военную службу.

С учетом указанных положений дополнительное регулирование мер по содействию в трудоустройстве и занятости в отношении призванных на военную службу по мобилизации или проходящих военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона
№ 53-ФЗ, либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, не является обоснованным.

Кроме того, обращаем внимание, что, исходя из пояснительной записки, законопроект направлен, в том числе на обеспечение дополнительных трудовых гарантий членов семей работников, призванных на военную службу по мобилизации.

В то же время проектируемые нормы не относят к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов осуществления мер по содействию в трудоустройстве и занятости членов семей соответствующей категории граждан.

Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения не позволят достичь заявленных в пояснительной записке целей.

Следует также отметить, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся на рассмотрении взаимосвязанные проекты федеральных законов № 351406–8 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
и № 351870–8 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“, которыми предлагается внести изменения в ряд законодательных актов, направленные на защиту трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей.

Рассматриваемый законопроект и указанные проекты федеральных законов должны корреспондировать по содержанию, в том числе распространять свое действие на один и тот же круг лиц, в отношении которых предполагается предоставление дополнительных трудовых гарантий.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.