Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 332581–8 «О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части совершенствования порядка предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг)

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, Г.Ю. Семигиным и другими


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается изложить часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) в редакции, действовавшей до 1 января 2022 года, в целях установления возможности предоставления гражданам, имеющим задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, субсидии при условии заключения и (или) выполнения ими соглашений по погашению образовавшейся задолженности.

В соответствии с частью 5 статьи 159 Жилищного кодекса субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

Следует отметить, что указанная редакция части 5 статьи 159 Жилищного кодекса была введена Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» и вступила в силу с 1 января 2022 года. При этом действующая редакция части 5 статьи 159 Жилищного кодекса, соответствуя правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», позволяет на практике исключить случаи злоупотреблений управляющими организациями и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в части необоснованного завышения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставления недостоверных или неточных сведений, выставления задолженности с истекшим сроком давности.

В отзыве Комитета Совета Федерации по социальной политике на проект (№ 3.8–04/2531 от 5 июня 2023 года), справке Правового управления Аппарата Совета Федерации (№ 5.1–01/1524 от 1 июня 2023 года) отмечается, что в настоящее время граждане, чья задолженность не установлена вступившим в законную силу решением суда, не могут быть лишены субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от наличия или отсутствия у них соглашения по погашению такой задолженности. При этом граждане, чья задолженность установлена вступившим в законную силу решением суда, также не теряют право на рассрочку по погашению задолженности в порядке исполнительного производства.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.