(установление дополнительных требований к платежному документу)
Внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Нечаевым, В.А. Даванковым, А.В. Дёминым и другими
Проект федерального закона (далее – проект) разработан в целях повышения информированности граждан о причинах роста платы за коммунальные услуги посредством указания необходимой информации в платежном документе.
Проектом предлагается дополнить часть 11 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предложением третьим, согласно которому Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, должны предусматривать требование к составу платежного документа по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в части включения в него обоснования превышения платы за коммунальную услугу, начисленной потребителю в жилом помещении в каком‑либо расчётном периоде выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 1571 Жилищного кодекса. При этом такое обоснование должно содержать понятные для граждан формулировки в объёме не более двух листов в формате А 4.
Необходимо отметить, что согласно частям 1 и 11 статьи 157 Жилищного кодекса повышение размера платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера такой платы, утверждаемых субъектом Российской Федерации на основании индексов изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев применения повышающих коэффициентов. При этом Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400, закреплено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор. Если фактическое увеличение размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, уполномоченный орган выдает лицу, виновному в таком увеличении, предписание об устранении нарушений. В течение 15 рабочих дней со дня его выдачи размер платы должен быть изменен. Гражданину в указанном случае по его заявлению выплачивается компенсация.
Таким образом, предлагаемое закрепление в платежном документе обоснования превышения платы граждан за коммунальные услуги фактически означает существование такой возможности, что противоречит действующему законодательству.
Комитетом Совета Федерации по экономической политике в отзыве на проект (№ 3.6–05/2346@ от 6 июня 2023 года) отмечается, что предлагаемая новация не достигнет ожидаемого результата и спровоцирует волну жалоб и недовольства потребителей.
Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.