Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 342275–8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

(в части устранения трудновыполнимых условий осуществления реконструкции, перепланировки и (или) переустройства помещений, расположенных в многоквартирных домах)

Внесен Государственным Советом Удмуртской Республики


Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона (далее – проект), целью его разработки является устранение трудновыполнимых условий осуществления реконструкции, перепланировки и (или) переустройства помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах.

Проектом предлагается внести дополнения в статьи 36, 40, 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), содержащие следующие новации:

1) проектом дополняется часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса пунктом 11–2, согласно которому к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесен вопрос принятия решений о реконструкции, переустройстве и (или) перепланировке помещений многоквартирного дома с присоединением к таким помещениям части общего имущества многоквартирного дома, принятие решений о реконструкции помещений многоквартирного дома, влекущее уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, когда такие работы необходимо выполнить в целях:

а) исполнения обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

б) исполнения судебных решений;

в) исполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

г) проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;

д) предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий причинения такого вреда.

2) проектом вносятся изменения в часть 3 статьи 36, часть 2 статьи 40, часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса, согласно которым:

при голосовании по вышеуказанному вопросу требование о необходимости получения согласия всех собственников помещений не применяется;

решения по данному вопросу принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.

По проекту имеется ряд принципиальных замечаний.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (отзыв № 3.1–05/2171 от 9 июня 2023 года) полагает, что проектируемое изменение порядка голосования в целях уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме в пользу иных собственников помещений носит оценочный характер и выборочное изменение объёма прав. Кроме этого, общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не вправе принимать решение относительно исполнения решений судов или предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (отзыв № 3.7–04/2537 от 2 июня 2023 года) отмечает, что предлагаемое правовое регулирование носит общий характер и не содержит конкретного состава мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что может привести к неоднозначной правоприменительной практике. Более того, при наличии официального предписания (акта) уполномоченного органа по исполнению таких мероприятий, предлагаемое регулирование будет носить избыточный характер.

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности (отзыв № 3.10–04/1474 от 5 июня 2023 года) также подчеркивает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предписания органов контроля (надзора) носят обязательный характер и не влекут необходимость голосования по исполнению такого предписания общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.