Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 337950–8 «О внесении изменения в Федеральный закон „О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“

(о порядке внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации)

Внесен депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым и другими


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается дополнить Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» новой статьей 11, устанавливающей, что внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу должно осуществляться отдельными федеральными законами.

Также предлагается закрепить, что положения, предусматривающие внесение изменений в Градостроительный кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, он разработан в целях предупреждения внесения изменений и дополнений несистемного, фрагментарного характера в Градостроительный кодекс.

Так, за период с 2005 по 2023 годы в Градостроительный кодекс вносились изменения 157 раз, то есть в среднем 8–9 раз в год. Помимо прочего, на практике имеют место случаи внесения в него изменений проектами федеральных законов на этапе их подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении посредством внесения поправок, которыми изначально (на этапе их разработки и (или) при рассмотрении Государственной Думой в первом чтении) не предполагалось внесение изменений в законодательство о градостроительной деятельности. Такие законопроекты не получают должной, объективной правовой оценки, и, как следствие, принятые законы могут создать угрозу ущемления прав, свобод и законных интересов участников строительного рынка.

В условиях динамично меняющегося правового регулирования градостроительной деятельности участникам строительной отрасли приходится в сравнительно короткие периоды времени перестраиваться под новые правила, что негативным образом отражается на процессе градостроительного планирования, реализации проектов, исполнении контрактов, достижении целей, стоящих перед строительной отраслью, в целом.

Реализация предлагаемых проектом изменений позволит систематизировать работу по совершенствованию норм градостроительного законодательства, что благоприятно отразится на всех процессах градостроительной деятельности в Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает концепцию проекта федерального закона.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает проект федерального закона.