Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 429957–8 «О внесении изменений в статью 7.3. Закона Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“

(расширение условий по предоставлению жилых помещений в рамках программы реновации)

Внесен депутатами Государственной Думы В.А. Даванковым, А.О. Ткачевым, О.Ю. Леоновым


Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 73 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (далее – Закон о статусе столицы), расширив закрепленные в указанной статье гарантии жилищных прав собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, такой гарантией, как право собственника жилого помещения на основании письменного заявления вместо предоставляемого в собственность равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение равноценный объект индивидуального жилищного строительства при сохранении регистрации по месту жительства в Москве.

Также предлагается закрепить, что в случае, если не менее двух третей собственников жилых помещений многоквартирного дома, включенного в программу реновации, проголосовали за предоставление равнозначного объекта индивидуального жилищного строительства, то застройщик также обязан обеспечить строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры на месте строительства объектов индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы.

В пояснительной записке к проекту федерального закона необходимость внесения указанных изменений обосновывается социологическими опросами, согласно которым в индивидуальном доме предпочли бы жить в два раза больше российских семей по сравнению с текущими показателями (35% семей), а также примерной соразмерностью стоимости строительства загородного дома и квартиры.

В контексте предлагаемых изменений следует отметить, что введение в действующее законодательство норм, регулирующих проведение реновации в городе Москве, главной своей целью имело не улучшение жилищных условий граждан, а предотвращение роста аварийного жилищного фонда и обеспечение безопасного проживания граждан в столице.

В связи с этим положениями Закона о статусе столицы предусмотрено предоставление в рамках реализации решений о реновации собственникам и нанимателям жилых помещений равнозначного жилого помещения, под которым понимается помещение, жилая площадь и количество комнат в котором не меньше, чем в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения, при этом такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства и имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными законодательством города Москвы, находится в многоквартирном доме, расположенном в том же районе Москвы, в котором находится многоквартирный дом, включенный в решение о реновации, за исключением отдельных случаев.

Приведенный в пояснительной записке к проекту федерального закона тезис о соразмерности стоимости строительства загородного дома и квартиры также несостоятелен, так как в данном случае не учитывается стоимость земельного участка, который при предоставлении объекта индивидуального жилищного строительства переходит в собственность гражданина, а также стоимость работ по обеспечению указанного земельного участка необходимой инфраструктурой.

Кроме того, в данном случае следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане (за исключением отдельных категорий) снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Проектом федерального закона предусматривается сохранение регистрации гражданина по месту жительства в Москве при получении за освобождаемое жилое помещение равноценного объекта индивидуального жилищного строительства.

Обращаем внимание, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства определяется Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которому регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства – это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (статья 2).

В проекте федерального закона не раскрыто содержание таких используемых в нем понятий, как «равноценный объект индивидуального жилищного строительства» и «равнозначный объект индивидуального жилищного строительства».

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.