Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 441537–8 «О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года № 20-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова» (далее – постановление Конституционного Суда № 20-П).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда № 20-П федеральному законодателю рекомендовано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, с тем, чтобы обеспечить системное решение вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда, учитывая при этом необходимость баланса интересов всех лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также актуальное и прогнозируемое положение дел с жилищным фондом, который может быть использован для этих целей.

Проектом предлагается внести в пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации изменения, согласно которым внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма допускается в отношении граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. При этом собственникам таких помещений предоставляются иные жилые помещения по договорам социального найма вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия указанного жилого помещения.

Проектом предлагается также внести в часть 31 статьи 95 Жилищного кодекса изменение, направленное на расширение случаев предоставления гражданам жилых помещений маневренного фонда. Таким образом, переселение в маневренный жилой фонд станет возможным для граждан, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания не только в результате чрезвычайных обстоятельств либо признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, но и в иных случаях.

Как указано в финансово-экономическом обосновании к проекту, реализация предусмотренных им предложений окажет влияние на расходы местных бюджетов.

В настоящее время в действующие программы по переселению граждан не включен 142 891 квадратный метр аварийного жилищного фонда, требуемого к предоставлению по договору социального найма во внеочередном порядке собственникам, признанным малоимущими. Для внеочередного предоставления указанным гражданам жилых помещений по договору социального найма необходимо финансирование из местных бюджетов в размере 12,1 миллиарда рублей. Данный расчет произведен исходя из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по каждому субъекту Российской Федерации на II квартал 2023 года, утвержденных приказом Минстроя России от 21 марта 2023 г. № 206/пр.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера исходит из того, что в случае принятия федеральных законов или иных нормативных правовых актов, приводящих к дополнительным расходам и (или) выпадающим доходам местных бюджетов, в рамках межбюджетных отношений должна быть обеспечена компенсация соответствующих расходов. Данная позиция нашла отражение в ряде постановлений Совета Федерации (например, в пункте 1 постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 666-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по исполнению Федерального закона „О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов“).

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.