Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 437182–8 «О внесении изменений в статью 35 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части отнесения к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования принятие решения о запрете на выдачу разрешения на строительство объектов капитального строительства или линейных объектов).

Внесен депутатами Государственной Думы В.А. Даванковым, Г.К. Араповым, К.А. Горячевой и другими


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменение в статью 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), устанавливающую полномочия представительного органа муниципального образования.

Проектом предлагается отнести к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования принятие решения о запрете на выдачу разрешения на строительство объектов капитального строительства или линейных объектов (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), если их строительство может привести к снижению доступности социальной инфраструктуры, которая необходима для бытовой, досуговой деятельности людей, их развития и поддержания здоровья, или может привести к ухудшению качества жизни граждан на территории муниципального образования.

Проектом также предусматривается, что представительный орган муниципального образования обязан рассмотреть вопрос о принятии решения о запрете на выдачу разрешения на строительство объектов капитального строительства или линейных объектов в случае сбора подписей в поддержку данной инициативы в размере 1 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, в настоящее время в ряде регионов России увеличивается дисбаланс между возможностью пользоваться социальной и иной необходимой для комфортной жизни инфраструктурой (например, школами, больницами, парковками) и увеличивающейся плотностью горожан на квадратный метр. При этом напрямую избираемые гражданами муниципальные депутаты не обладают полномочиями каким‑либо образом влиять на выдачу разрешений на строительство того или иного объекта капитального строительства или линейного объекта.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных указанным кодексом и другими федеральными законами.

Кроме того, Градостроительным кодексом определены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства и не предусмотрена такая процедура, как «запрет на выдачу разрешения на строительство».

Так, уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство, в частности в случае несоответствия представленных документов требованиям проекта планировки территории (в состав которого входят сведения о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур) (часть 13 статьи 51, статья 42 Градостроительного кодекса).

Учитывая изложенное, внесение предлагаемых проектом изменений представляется нецелесообразным.

Комитет Совета Федерации по экономической политике не поддерживает проект.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.