Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 471420–8 «О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу»

(о проектном финансировании профессиональных подрядных организаций в частном домостроении)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проект федерального закона (далее — проект) направлен на урегулирование отношений, связанных со строительством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — подрядчики) жилых домов на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности (далее — заказчики), с использованием продукции отечественной промышленности, в том числе продукции лесной промышленности, по договору строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются заказчиками на счетах эскроу (далее — договор строительного подряда) в целях защиты их прав и законных имущественных интересов.

Проектом определяются порядок и условия заключения договора строительного подряда. Так, подрядчик вправе заключить договор строительного подряда с заказчиком с использованием типовой проектной документации, определенной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, и (или) домокомплектов, включающих в себя комплект деталей, изделий, готовых конструкций, а также материалов, относящихся к продукции отечественной промышленности, в том числе к продукции лесной промышленности, произведенных заводским способом, предназначенных для строительства жилого дома, соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики (далее — домокомплекты).

Сведения о домокомплектах подлежат включению в единую информационную систему жилищного строительства (далее – система).

Устанавливается, что подрядчик вправе заключить договор строительного подряда с заказчиком при условии присвоения в системе подрядчику уникального идентификатора, а также при условии обеспечения заказчикам свободного доступа к информации, размещенной в системе. Проектом также определяется порядок раскрытия подрядчиком информации в системе, связанной с заключением договора строительного подряда.

Проектом определяется, что подрядчик и заказчик вправе заключить договор строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются заказчиками на счетах эскроу. К договору строительного подряда применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. Примерная форма такого договора будет утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Строительство жилого дома по договору строительного подряда может осуществляться за счет целевого кредита, предоставляемого на возвратной и возмездной основах в соответствии с договором, заключенным между подрядчиком и банком, на цели строительства жилых домов по договорам строительного подряда.

В случае если строительство жилого дома по договору строительного подряда осуществляется подрядчиком за счет средств предоставленного уполномоченным банком целевого кредита, заказчик вносит денежные средства в счет уплаты цены договора строительного подряда на счет эскроу, открытый в уполномоченном банке, предоставившем такой целевой кредит.

Счет эскроу открывается уполномоченным банком (эскроу-агент) для учета и блокирования денежных средств, полученных уполномоченным банком от владельца счета — заказчика по договору строительного подряда (депонента) в счет уплаты цены договора строительного подряда, в целях передачи эскроу-агентом таких средств подрядчику (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу.

Проектом предусматривается, что проценты на сумму денежных средств, находящихся на счете эскроу, не начисляются. Вознаграждение уполномоченному банку, являющемуся эскроу-агентом по счету эскроу, не выплачивается.

Проектом устанавливается, что в случае наличия разногласий между заказчиком и подрядчиком в отношении перечня недостатков (дефектов) жилого дома, построенного по договору строительного подряда, возникших в результате существенных нарушений требований к качеству жилого дома и (или) иных нарушений обязательных требований, для проведения технического осмотра такого жилого дома заказчик и подрядчик вправе привлечь лицо, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и (или) национальный реестр специалистов в области строительства, которые являются членами саморегулируемой организации. Порядок проведения технического осмотра жилого дома будет утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Проектируемые изменения направлены на повышение доступности индивидуального жилья, прозрачности рынка индивидуального жилищного строительства и нивелирования сопутствующих рисков, а также создания аналога проектного финансирования для профессиональных подрядчиков в сегменте частного домостроения.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.