(в части унификации требований по соблюдению тишины и покоя граждан)
Внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым Я.Е. Ниловым и другими
Проект федерального закона (далее – проект) разработан в целях установления на федеральном уровне единых требований по соблюдению тишины и покоя граждан на территории Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки к проекту, анализ действующих в настоящее время региональных требований по соблюдению тишины и покоя граждан в определенное время суток, в выходные и нерабочие праздничные дни показывает неоднородность требований к определению ночного времени суток, к видам действий, повлекших нарушение тишины и покоя граждан, к мерам административного наказания за совершение таких действий. При этом привлечение органов внутренних дел (полиции) к выявлению данного правонарушения и составлению протоколов осложняется требованиям части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
Проектом предлагается установить на федеральном уровне правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением тишины и покоя граждан в установленные периоды времени на определенных территориях и объектах. В этих целях проектом предлагается установить:
перечень защищаемых помещений и защищаемых территорий (перечень объектов), на которых обеспечивается тишина и покой граждан в ночное время и иные установленные периоды времени;
перечень действий, нарушающих тишину и покой граждан на указанных объектах в ночное время суток (с 23 часов до 7 часов местного времени);
отдельные требования по соблюдению тишины и покоя граждан при производстве ремонтных и строительных работ, работ по проведению переустройства и (или) перепланировки помещений.
положения о профилактике нарушений тишины и покоя граждан.
Проектом предлагается закрепить, что нарушение тишины и покоя граждан в Российской Федерации влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Проектируемой статьей 7 предусмотрены изменения в статьи 20, 44, 138, 1611 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на расширение компетенции государственных (муниципальных) жилищных инспекций, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, совета многоквартирного дома, товарищества собственников жилья. Так, последнее из перечисленных обязано принимать меры, необходимые для соблюдения законодательства Российской Федерации о соблюдении тишины и покоя граждан, а также для привлечения лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок.
Поддерживая в целом необходимость совершенствования законодательства по вопросу обеспечения комфортности проживания (пребывания) граждан на территориях и в зданиях общественного, социального и жилищного назначения, считаем, что основной задачей является вопрос определения объёма полномочий органов внутренних дел в части привлечения к административной ответственности виновных лиц. В этой связи правое регулирование должно носить комплексный характер и предусматривать также внесение изменений в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральные законы «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации». При этом полагаем целесообразным учесть правовые позиции и рекомендации, изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2023 года № 15-П «По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона „О прокуратуре Российской Федерации“, абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы „Кодекс города Москвы об административных правонарушениях“ в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина».
Учитывая характер правоотношений, на регулирование которых направлены проектируемые нормы, а также во избежание расширительного толкования предлагаемых проектом положений при их практическом применении считаем целесообразным обратить внимание на необходимость детализации терминологии проекта.
Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона в представленной редакции.