Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 463089–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части предоставления представительным органам муниципальных образований полномочий по переименованию географических объектов)

Внесён депутатами Государственной Думы В.А. Даванковым, А.О. Ткачевым


Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) изменение, которым предусматривается отнесение к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования принятия решения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов.

Также законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ), которыми предусматривается:

1) установление запрета на употребление наименований географических объектов, являющихся оскорбительными (в том числе нецензурной брани), уничижительными, принижающими достоинство жителей населенного пункта;

2) включение представительного органа муниципального образования в установленную Федеральным законом № 152-ФЗ процедуру присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а именно:

— в число органов публичной власти, в которые граждане, общественные объединения и юридические лица могут направлять обоснованные предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов (за исключением объектов, указанных в соответствующей норме закона) включаются представительные органы муниципальных образований, на территории которых расположены такие географические объекты;

— представительные органы муниципальных образований наделяются полномочиями по рассмотрению внесенных указанных предложений, информированию населения соответствующих территорий о необходимых затратах и по выявлению его мнения об указанных предложениях в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

— представительные органы муниципальных образований в случае одобрения ими указанных предложения будут обязаны направить их вместе с документами, обосновывающими указанные предложения, и расчетами необходимых затрат на экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Общая идея законопроекта, заключающаяся в защите права граждан на достоинство и доброе имя при присвоении наименований и употреблении наименований населенных пунктов, в которых они проживают, заслуживает внимания. Однако предлагаемые законопроектом правовые решения обладают существенными концептуальными и юридическими недостатками.

1. Реализация предлагаемых законопроектом изменений в статью 9 Федерального закона № 152-ФЗ приведет к неопределенности правового регулирования, поскольку неясно, в какой орган публичной власти – в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в орган местного самоуправления – следует обращаться с предложением по вопросу присвоения наименования конкретному географическому объекту (переименования этого географического объекта). При этом, исходя из проектируемых норм, будет возможна ситуация одновременной подачи предложений в два указанных выше органа публичной власти, которые могут принять противоположные решения относительно предложенного присвоения наименования (или переименования) географического объекта.

2. Предлагаемое законопроектом отнесение к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования принятия решения о присвоении наименований всем географическим объектам или о переименовании любых географических объектов не согласуется с частью 6 статьи 9 Федерального закона № 152-ФЗ, в соответствии с которой присвоение наименований географическим объектам (за исключением республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, столиц и административных центров субъектов Российской Федерации, городов Российской Федерации) и переименование указанных географических объектов осуществляются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также с положениями части 5 статьи 9 Федерального закона № 152-ФЗ, предусматривающей особый порядок для присвоения наименований и переименования соответственно республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; столиц и административных центров субъектов Российской Федерации; городов Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).

3. Отнесение принятия решения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов к компетенции представительного органа муниципального образования не согласуется с положениями Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку вопросы присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов не относятся к вопросам местного значения. При этом полномочия органов местного самоуправления, включая полномочия представительного органа муниципального образования, могут устанавливаться только по вопросам местного значения (исключение составляют отдельные государственные полномочия, передача которых регулируется отдельными законами).

Полагаем, что для реализации проектируемых положений потребуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом законопроект не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае принятия закона, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.