Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 546991–8 «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“

(в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)

Внесён Законодательным Собранием Краснодарского края


Проектом федерального закона предлагается дополнить часть 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 414-ФЗ), определяющую полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), полномочием по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов, надбавок, ставок) на товары, услуги:

при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации, а также перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в случае, если начальные остановочные пункты по данным маршрутам регулярных перевозок расположены в границах субъекта Российской Федерации;

при реализации медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

при реализации продукции (товаров) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, образовательным программам высшего образования;

при перемещении задержанного транспортного средства (маломерного судна) при помощи другого транспортного средства и помещении на специализированную стоянку и (или) хранении на специализированной стоянке до устранения причины задержания;

при проведении технической инвентаризации жилищного фонда;

при реализации топлива твердого, топлива печного бытового и керосина гражданам, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, собственникам помещений при непосредственном управлении ими многоквартирным домом.

В настоящее время отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), которым установлено, что виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами. При этом федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору) (часть 10 статьи 1 Федерального закона № 248-ФЗ).

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию цен (тарифов, надбавок, ставок) на указанные в предлагаемой законопроектом новой правовой норме товары и услуги. Однако при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены соответствующими полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов, надбавок, ставок) на указанные товары, услуги. Вследствие этого проведение регионального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением указанных цен (тарифов, надбавок, ставок) на товары, услуги в настоящее время юридически невозможно.

Общая концептуальная идея законопроекта, заключающаяся в восполнении указанного выше правового регулирования, представляется обоснованной и заслуживающей поддержки.

Следует отметить, что данный законопроект разработан на основе доработанного проекта законодательной инициативы № 8–427, подготовленного Законодательным Собранием Краснодарского края и рассмотренного 17 октября 2023 года комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства, при этом были учтены высказанные указанной комиссией замечание и предложение.

Вместе с тем полагаем, что законопроект нуждается в технико-юридической доработке, поскольку включение в один новый пункт 175 статьи 44 Федерального закон № 414-ФЗ совокупности полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отношении разнородных объектов контроля (надзора) может повлечь затруднения при применении указанных положений.

Принятие проекта федерального закона позволит создать благоприятные правовые условия для защиты прав граждан, эффективного исполнения требований к применению цен (тарифов), регулируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности и экономической обоснованности цен (тарифов).

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.