Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 553849–8 «О внесении изменений в статью 321 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(о расширении перечня обеспечения жилищных прав граждан при осуществлении КРТ)

Внесен депутатами Государственной Думы Г.В. Шилкиным, Р.Б. Чемерис, В.В. Плякиным


Проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений в статью 321 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), регулирующую правоотношения по обеспечению жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки, в целях, как следует из пояснительной записки, улучшения жилищных прав граждан и обеспечения их конституционного права на достойную жизнь.

Проектом федерального закона предлагается выплачивать собственникам жилых помещений взамен освобождаемых ими жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, возмещение, размер которого рассчитывать на день заключения договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение (проектируемая часть 31 статьи 321 Жилищного кодекса). При этом действующую часть 3 статьи 32, предусматривающую проведение соответствующего расчета размера возмещения на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории, законопроект не предлагает признать утратившей силу.

Также проектом федерального закона предлагается дополнить норму части 4 статьи 321 Жилищного кодекса, предусматривающую возможность предоставления по заявлению собственника жилого помещения взамен освобождаемого жилого помещения другого жилого помещения, положением, согласно которому собственникам жилого помещения, имеющим трех и более детей, по их заявлению соответствующее жилое помещение подлежит предоставлению на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки.

В контексте предлагаемых изменений следует отметить, что в соответствии с действующей редакцией статьи 321 Жилищного кодекса по общему правилу собственникам жилых помещений взамен освобождаемых ими жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, предоставляется возмещение, рассчитанное на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки, либо по заявлению указанного лица другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения на изымаемое жилое помещение.

При этом в соответствии с частью 7 рассматриваемой статьи нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено право собственников и нанимателей жилых помещений на получение равнозначного жилого помещения (жилая площадь и количество комнат в котором не меньше освобождаемого жилого помещения, а общая площадь больше; расположено в том же поселении, городском округе, в котором расположен сносимый многоквартирный дом; соответствует установленным регионом стандартам). Также нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами могут быть предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений (часть 8 статьи 321 Жилищного кодекса).

Таким образом, в Жилищном кодексе закреплены базовые гарантии для собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки.

Субъект Российской Федерации в зависимости от своих потребностей и задач, которые он планирует решить через применение механизма комплексного развития территории жилой застройки, устанавливает дополнительные гарантии жилищных прав для граждан, отвечающие запросам населения на конкретной территории.

Кроме того, представляется, что предусмотренная проектом федерального закона корректировка норм Жилищного кодекса является преждевременной в связи с отсутствием достаточной практики их применения. В частности, региональной статистики, отражающей в процентном соотношении количество граждан, которым было выплачено взамен изымаемого жилого помещения возмещение, предоставлена по заявлению взамен возмещения квартира либо в соответствии с региональным законодательством равнозначное жилое помещение или иная мера поддержки.

Также обращаем внимание, что предлагаемое проектом федерального закона закрепление в статье 321 Жилищного кодекса положения об обязательстве лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, передавать 5% помещений в многоквартирных домах, включенных в границы этой территории (по смыслу предлагаемого изменения – в многоквартирных домах, которые будут построены на указанной территории), в государственную или муниципальную собственность для предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений, признанным нуждающимися в жилых помещениях, не является предметом регулирования Жилищного кодекса.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.