Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 549386–8 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части определения способа избрания глав муниципальных образований, имеющих статус городского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением)

Внесен депутатами Государственной Думы Л.Э.Слуцким, С.Д.Леоновым, А.К.Луговым и другими


Проектом федерального закона (далее также – законопроект) предлагается предусмотреть, что глава муниципального образования, имеющего статус городского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, избирается исключительно на муниципальных выборах и в случае избрания возглавляет местную администрацию.

Действующие нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусматривают альтернативный характер избрания главы муниципального образования.

Так, статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены следующие способы избрания главы муниципального образования:

— избрание на муниципальных выборах;

— избрание представительным органом муниципального образования из своего состава;

— избрание представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

При этом способ избрания определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемая законопроектом мера направлена на решение проблемы, связанной с неэффективностью осуществления своих полномочий главами муниципальных образований, избранными представительным органом из своего состава либо избранными представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Вместе с тем, считаем необходимым отметить, что в случае возникновения указанной проблемы в конкретном субъекте Российской Федерации действующие нормы Федерального закона № 131-ФЗ позволяют ее решить. Так, например, в случае необходимости могут быть внесены изменения в закон субъекта Российской Федерации и уставы муниципальных образований о переходе к прямым выборам глав муниципальных образований.

Полагаем, что предлагаемая законопроектом мера приведет к необоснованному ограничению дискреции субъекта Российской Федерации в выборе способа избрания главы муниципального образования и снизит эффективность регулирования вопросов определения порядка формирования органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, внесение предлагаемых законопроектом изменений представляется нецелесообразным.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.