Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 600545–8 «О внесении изменений в статью 451 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части уточнения требований к содержанию правил благоустройства территории муниципального образований)

Внесен депутатами Государственной Думы А.Г.Нечаевым, В.А.Даванковым, С.В.Авксентьевой и другими


Проектом федерального закона (далее – законопроект) предлагается установить, что правила благоустройства территории муниципального образования (далее – правила благоустройства) должны содержать положения, регулирующие порядок участия граждан в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Действующим пунктом 16 части 2 статьи 451 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что правила благоустройства могут, в частности, регулировать вопросы порядка участия граждан в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Таким образом, в соответствии с законопроектом указанной норме предлагается придать императивный характер.

Следует отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ по проектам правил благоустройства проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При этом частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по проектам правил благоустройства проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

На основании части 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать, помимо прочего, возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта.

Следовательно, процедура принятия правил благоустройства предусматривает необходимость обеспечения учета мнения жителей муниципальных образований по проекту соответствующего муниципального правового акта. В связи с изложенным содержание правил благоустройства зависит в том числе от результатов проведенных по их проекту публичных слушаний или общественных обсуждений.

Учитывая изложенное, предлагаемые законопроектом изменения, предусматривающие обязательное закрепление в правилах благоустройства порядка участия граждан в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, не согласуются с процедурой принятия соответствующих правил благоустройства.

Кроме того, часть 2 статьи 451 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает перечень вопросов, которые могут регулироваться правилами благоустройства, и, следовательно, носит диспозитивный характер. При этом согласно части 3 статьи 451 Федерального закона № 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.

Утверждение правил благоустройства относится к вопросам местного значения (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 162 Федерального закона № 131-ФЗ). Вместе с тем, в силу части 11 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ на территориях городов федерального значения утверждение правил благоустройства регулируется законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.

В связи с изложенным законопроект ограничивает пределы усмотрения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при регулировании ими соответствующих вопросов, не позволяя им определять содержание правил благоустройства с учетом особенностей муниципальных образований.

Также действующий пункт 16 части 2 статьи 451 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы порядка участия в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования не только граждан, но и организаций.

В то же время законопроект, признавая утратившим силу пункт 16 части 2 статьи 451 Федерального закона № 131-ФЗ, одновременно не устанавливает порядок участия организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования в числе вопросов, которые могут регулироваться правилами благоустройства.

Таким образом, законопроект необоснованно сужает круг лиц, участвующих в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.