Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 590113–8 «О внесении изменения в статью 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации

(об установлении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка)

Внесен Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан, депутатом Государственной Думы П.Р.Качкаевым


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменение в статью 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), в соответствии с которым субъекты Российской Федерации наделяются правом по установлению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид разрешенного использования, предусматривающий строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, в соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса при наличии утвержденных правил землепользования и застройки виды разрешенного использования земельных участков выбираются собственниками самостоятельно без дополнительных разрешений, согласования и внесения платы.

Вместе с тем в отдельных случаях изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется за плату.

Так, Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области.

Кроме того, Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусматривается, что денежные средства с расчетного счета застройщика, участвующего в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, могут использоваться, в том числе в целях внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, на котором осуществляется строительство.

В связи с этим проектом предлагается предоставить возможность установления платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка всем субъектам Российской Федерации.

Отмечая важность создания равных условий для всех субъектов Российской Федерации и систематизации законодательства, необходимо отметить, что в проекте отсутствуют положения, определяющие цели введения и порядок определения размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, критерии определения размера такой платы.

Также в пояснительной записке к проекту отсутствуют анализ правоприменительной практики, обосновывающий необходимость предоставления субъектам Российской Федерации права устанавливать плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства, экономическое обоснование целесообразности введения такой платы и оценка социально-экономических последствий (например, в части повышения себестоимости строительства).

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддерживают концепцию проекта.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.