(в части совершенствования механизма возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования)
Внесен депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, Н.Г.Цедом, Я.Е.Ниловым
Проект федерального закона (далее – проект) направлен на развитие в субъектах Российской Федерации сегмента добровольного страхования в целях организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проектом предлагается внести изменения в статью 111 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ), предусматривающие установление обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке, утверждению и участию в реализации программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования (далее – региональная программа).
Проектируется, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации будут представлять утвержденные региональные программы в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере страховой деятельности, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Корреспондирующее изменение предлагается внести в статью 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 414-ФЗ), предусматривающее дополнение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, решением вопроса по разработке, утверждению и участию в реализации региональной программы.
При этом предлагается установить, что оценка регулирующего воздействия в отношении региональной программы проводиться не будет (статья 53 Федерального закона № 414-ФЗ).
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, Федеральным законом № 68-ФЗ предусмотрен механизм возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, из двух источников – за счет бюджетных средств и за счет средств страховых организаций путем выплаты страхового возмещения гражданам по договорам страхования жилых помещений, заключенным в рамках региональных программ, с использованием механизма добровольного страхования.
При этом статьей 111 Федерального закона № 68-ФЗ установлено право (но не обязанность) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке, утверждению и реализации соответствующей региональной программы.
Отмечается, что до настоящего времени ни в одном субъекте Российской Федерации региональная программа не утверждена и данный механизм не используется.
В целях защиты имущественных интересов граждан и оптимизации расходов федерального и региональных бюджетов Российской Федерации проектом предлагается установить обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению региональных программ.
Важно отметить, что в связи с ежегодно возникающими масштабными чрезвычайными ситуациями в отдельных регионах, в результате которых причиняется значительный ущерб принадлежащим гражданам жилым помещениям, необходимость развития и активизации сегмента добровольного страхования в рамках региональных программ как одного из способов возмещения ущерба гражданам поддерживается.
При этом с учетом оценки факторов природного и техногенного характера необходимость разработки и реализации региональных программ существует не во всех субъектах Российской Федерации. В связи с чем представляется возможным обсудить вопрос об установлении необходимости предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти разработанных программ либо решения об отказе в разработке таких программ с представлением обоснования (в том числе финансово-экономического) принятия такого решения.
Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Правовое управление Аппарата Совета Федерации поддерживают концепцию проекта.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.