(в части установления запрета на участие иностранных агентов в ключевых процессах создания и функционирования национально-культурных автономий, а также управления ими)
Внесен депутатами Государственной Думы Л.Э.Слуцким, С.Д.Леоновым, А.К.Луговым и другими; сенатором Российской Федерации Е.В.Афанасьевой
Проект федерального закона (далее – законопроект) согласно пояснительной записке к нему направлен на установление запрета на участие иностранных агентов в ключевых процессах создания и функционирования национально-культурных автономий, а также управления ими.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее – Федеральный закон № 74-ФЗ) и Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Законопроектом предлагается уточнить определение понятия «национально-культурная автономия», установив, что основанием образования данной формы национально-культурного самоопределения, представляющей собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности и находящихся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, должно быть их компактное проживание вне своего национально-государственного образования или отсутствия своей государственности.
Подобное уточнение создает внутреннее противоречие в понятии национально-культурной автономии, которая создается представителями определенной национальности с целью решения, в первую очередь, таких вопросов, как сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры на определенной территории (статья 1 Федерального закона № 74-ФЗ).
Организация национально-культурной автономии направлена, прежде всего, на реализацию указанной цели независимо от компактности проживания внутри или вне своего национально-государственного образования.
Следует обратить также внимание, что указание во вносимом изменении на компактность проживания вне своего национально-государственного образования не согласуется с положением части 6 статьи 5 Федерального закона № 74-ФЗ, согласно которому федеральные и региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.
Также предлагаемое законопроектом уточнение не согласуется с положениями статьи 5 Федерального закона № 74-ФЗ, определяющими, что региональные национально-культурные автономии учреждаются местными национально-культурными автономиями, представляющими порой разные муниципальные образования, а федеральные – не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, охватывающих два и более субъекта Российской Федерации. Таким образом, учреждение как региональных, так и федеральных национально-культурных автономий не зависит как от компактности проживания граждан Российской Федерации, относящихся к определенной этнической общности, так и от наличия или отсутствия у данных общностей государственности.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона в предложенной редакции.