Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 920521–8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

(в целях совершенствования системы управления многоквартирным домом)

Внесен депутатами Государственной Думы С.А. Пахомовым, М.А. Нуриевым, В.А. Кошелевым, Р.М. Лябиховым и другими


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на совершенствование системы управления многоквартирным домом жилищным или жилищно-строительным кооперативом (далее – жилищные кооперативы).

В соответствии с частью 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме, построенном, приобретенном или реконструированном жилищным кооперативом, вправе в качестве способа управления выбрать жилищный кооператив (часть 6 статьи 110), а также принять решение об изменении способа управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 110). Жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья (статья 122), а также может быть ликвидирован по решению его учредителей (участников) либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (статья 123).

Наряду с этим стоит отметить, что до 1 сентября 2006 года действовала статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежит до 1 января 2007 года преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Проектом предлагается установить следующие положения:

1) многоквартирный дом может управляться жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом до момента выплаты последним членом такого кооператива пая за соответствующее жилое помещение, после чего собственники помещений в таком доме в течение трех месяцев обязаны принять решение о реорганизации жилищного кооператива в товарищество собственников жилья либо об изменении способа управления многоквартирным домом;

2) в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реорганизации жилищного кооператива в товарищество собственников жилья не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проведено или не имело кворума, орган государственного жилищного надзора обязан обратиться в суд с заявлением о ликвидации такого кооператива, а орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации;

3) орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок требования о реорганизации жилищного кооператива в товарищество собственников жилья либо об изменении способа управления многоквартирным домом.

Наряду с этим исключается возможность преобразования товарищества собственников жилья в жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, предлагаемые положения направлены на установление порядка постепенного исключения из сферы управления многоквартирными домами жилищных кооперативов, являющихся застройщиками либо приобретателями жилой недвижимости, и целью деятельности которых в соответствии с уставными документами не является управление многоквартирными домами. Согласно пояснительной записке к проекту эти изменения направлены на совершенствование системы управления многоквартирными домами.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Принятие и реализация предлагаемых новаций не повлечет дополнительные расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.