(в части установления учетной нормы площади жилых помещений для научных сотрудников и научно-педагогических работников)
Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, С.В. Кабышевым, Я.В. Лантратовой
Проект федерального закона (далее – проект) направлен на расширение потенциального круга участников мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Проектом предлагается внести изменения в пункт 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Проектом предлагается дополнить указанную норму новым предложением, в соответствии с которым для научного работника или научно-педагогического работника, имеющего ученую степень кандидата наук или доктора наук, возраст которого не превышает сорока лет (далее – молодой ученый), органом государственной власти субъекта Российской Федерации, может устанавливаться учетная норма в размере, превышающем учетную норму, устанавливаемую органом местного самоуправления в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса.
Следует отметить, что государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрено мероприятие по обеспечению жильем молодых ученых посредством предоставления за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан социальных выплат на приобретение жилых помещений, удостоверяемых именным свидетельством – государственным жилищным сертификатом. При этом участником мероприятия признается молодой ученый, работающий в должности научного работника в научной организации, функции и полномочия учредителя которой осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти, или научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования, функции и полномочия учредителя которой осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти, имеющий ученую степень кандидата наук или доктора наук и общий стаж работы научным работником и (или) научно-педагогическим работником не менее 5 лет, возраст которого не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук), а также отвечающий требованиям статьи 51 Жилищного кодекса в части соответствия оснований для определения нуждаемости гражданина в жилом помещении.
Предлагаемая проектом новация значительно расширяет круг участников мероприятия, что повлечет значительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом в нарушение части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в финансово-экономическом обосновании к проекту не содержится указание на увеличение расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не приводятся соответствующие расчеты.
Кроме того, предлагаемое внесение в Жилищный кодекс нормы о повышении учетной нормы площади жилого помещения исключительно для граждан указанной категории нарушает принцип равенства жилищных прав и ставит граждан иных категорий в неравные условия при определении степени нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Принятие и реализация предлагаемых новаций повлечет дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По информации, размещенной в системе обеспечения законодательной деятельности, проект федерального закона относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Информация о рассмотрении проекта законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации отсутствует.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.