Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 900934–8 «О внесении изменений в статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части установления дополнительных требований к договору краткосрочного найма)

Внесен депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, В.А. Кошелевым, Б.А. Чернышовым и другими


Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона (далее – проект) разработан в целях урегулирования особенностей краткосрочного предоставления в наем жилых помещений в многоквартирном доме, поддержания необходимого баланса интересов участников таких правоотношений, а также собственников и нанимателей соседних и примыкающих жилых помещений к таким помещениям в том же многоквартирном доме.

Проектом предлагается дополнить часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) положением, согласно которому в случае, если предоставление жилого помещения его собственником иному гражданину во владение и (или) в пользование на основании договора найма (в том числе краткосрочного найма), договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании нарушает жилищные права граждан, проживающих в многоквартирном доме, в котором оно расположено, то граждане, жилищные права которых нарушены, вправе обратиться за их защитой не только в суд, но и в орган, осуществляющий государственный жилищный надзор.

Проектом предлагается дополнить статью 30 Жилищного кодекса частью 21, согласно которой собственник жилого помещения, предоставленного во владение и (или) в пользование гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования, а также юридическому лицу на основании договора аренды, за исключением договоров, заключенных в соответствии со статьей 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан получить согласие собственников всех соседних и примыкающих помещений к такому помещению. Указанное согласие должно быть оформлено в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные физического лица – собственника, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица – собственника, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на соседнее или примыкающее помещение.

Необходимо отметить, что жилищное законодательство содержит правовую конструкцию, аналогичную предлагаемой, в части обязательности получения согласия собственников примыкающих помещений при осуществлении перевода жилого помещения в нежилое помещение (часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса). Однако процесс перевода помещений в многоквартирном доме в иной статус законодательно урегулирован и предусматривает четкий порядок согласования и проведения такого перевода, осуществление контроля на всех этапах со стороны органов местного самоуправления.

В этой связи следует отметить, что предоставление собственником принадлежащего ему жилого помещения в наем или в аренду в большинстве случаев не сопровождается официальным заключением договора найма или договора аренды и не контролируется органами публичной власти. Поэтому представленное предложение требует дополнительной проработки в части установления официального порядка получения согласия иных лиц, проживающих в соседних и (или) примыкающих жилых помещениях.

Поддерживая в целом необходимость усиления контроля за предоставлением жилых помещений в многоквартирных домах в наём (в том числе в краткосрочный наём) или в аренду, обращаем внимание на необходимость комплексной доработки представленной концепции.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Принятие и реализация предлагаемых новаций не повлечет дополнительные расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.