Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 207460–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями)

Внесен депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, П.Р. Качкаевым


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается установить в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) условия и порядок заключения собственниками помещений в многоквартирном доме договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), теплоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В настоящее время в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом по договору управления таким домом, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг, для чего согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса обязан заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Наряду с этим предусмотрена возможность заключения таких договоров каждым собственником помещения в многоквартирном доме при непосредственном способе управления многоквартирным домом собственниками помещений (часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса) либо в случае принятия решения общего собрания собственников помещений вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами – региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (части 63 и 71 статьи 155 Жилищного кодекса).

В целях формирования системы заключения договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), теплоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг) проектом предлагаются следующие новации.

1. Часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса предлагается дополнить пунктом 44, согласно которому к компетенции общего собрания собственников помещений предлагается отнести принятие решения о заключении договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор).

При этом условием внесения данного вопроса в повестку дня общего собрания собственников помещений будет являться получение согласия ресурсоснабжающей организации, регионального оператора на заключение соответствующего договора.

При принятии общим собранием собственников помещений вышеуказанного решения ресурсоснабжающая организация, региональный оператор вправе отказаться от заключения таких договоров с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

2. Проектом предлагается дополнить Жилищный кодекс новой статьей 1572, согласно которой ресурсоснабжающая организация, региональный оператор могут предоставлять в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенным с каждым собственником помещения, действующим от своего имени, коммунальные услуги в трех случаях:

в случае принятия общим собранием собственников помещений решения о заключении соответствующих договоров с согласия ресурсоснабжающей организации, регионального оператора на заключение таких договоров;

по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством;

в случае расторжения ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором в одностороннем порядке договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом основанием для расторжения такого договора является наличие у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной решением суда задолженности по оплате по договору в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по его оплате.

В целях информирования собственников помещений о сложившейся ситуации проектом предлагается закрепить порядок уведомления всех заинтересованных лиц об одностороннем отказе ресурсоснабжающей организации, регионального оператора от договоров.

Проектом предусматривается, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. При этом проектом предлагается не устанавливать требование о заключении договора в письменной форме, а закрепить, что датой его заключения будет являться:

дата, определенная по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором в решении общего собрания собственников помещений о заключении соответствующих договоров;

по истечении тридцати дней с даты уведомления ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, органа государственного жилищного надзора, собственников помещений в многоквартирном доме об одностороннем отказе от договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

в иных случаях, предусмотренных жилищным законодательством, но не ранее установленного частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса момента возникновения у потребителя обязанности по внесению платы за коммунальные услуги.

В целях сохранения действующей системы договорных отношений между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в сфере поставки коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг согласно части 7 проектируемой статьи 1572 проектом предлагается установить право общего собрания собственников помещений на принятие решения о заключении соответствующих договоров лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами. При этом собственники не могут принять такое решение в случае расторжения соответствующих договоров ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором в одностороннем порядке.

Также проектом предлагается дополнить статьи 161, 162 Жилищного кодекса положениями, направленными на уточнение обязанности лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, в части обеспечения постоянной готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг в случаях заключения соответствующих договоров между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором.

Представляется целесообразным в целях предупреждения рисков непредоставления коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах при расторжении ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором соответствующих договоров в одностороннем порядке (проектируемая статья 1572 Жилищного кодекса) доработать проект в части конкретизации порядка перезаключения договоров в этом случае и возможного закрепления полномочий органов государственного жилищного надзора, ресурсоснабжающих организаций, регионального оператора, направленных на обеспечение беспрерывного предоставления коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, необходимого для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.