Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 244675–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части предоставления лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, дополнительных социальных и иных гарантий)

Внесен Законодательным Собранием Кировской области


Проектом федерального закона предполагается установить общие условия назначения ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, в том числе должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также лицам, осуществлявшим полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе (далее – выборные лица).

В этих целях предлагается внести изменения в статьи 21, 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) и статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют единые требования к установлению дополнительного пенсионного обеспечения для выборных лиц субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет средств соответствующих бюджетов. При этом в силу статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» каждое публично-правое образование вправе самостоятельно регулировать данные отношения.

Проект федерального закона направлен на унификацию правил назначения ежемесячных доплат к пенсии выборным лицам на региональном и местном уровнях. Предполагается, что указанные доплаты могут быть установлены лицам, замещавшим государственные (муниципальные) должности на постоянной (профессиональной) основе, если их полномочия были прекращены по основаниям, не связанным с противоправными или иными виновными действиями, в том числе с нарушением законодательства о противодействии коррупции.

Следует отметить, что предлагаемые проектом федерального закона требования к условиям дополнительного пенсионного обеспечения аналогичны правилам, установленным для лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы»).

Представляется, что в целях рамочного регулирования нет необходимости конкретизировать форму пенсионного обеспечения именно как доплату к пенсии.

Проектом федерального закона также предлагается внести в пункт 4 статьи 21 и пункт 12 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ, часть 51 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, уточнения, что предусмотренные названными нормами ограничения распространяются на гарантии, устанавливаемые для лиц, замещавших государственные должности субъектов Российской Федерации (муниципальные должности), в связи с прекращением ими полномочий, только в том случае, если данные гарантии носят единовременный характер. Подобное уточнение полагаем излишним, поскольку выплаты в связи с прекращением полномочий могут носить периодический характер. Кроме того, пенсионное обеспечение не связано исключительно с фактом прекращения полномочий, а представляет собой компенсацию утраченного заработка ввиду снижения трудоспособности по возрасту или в связи с инвалидностью.

Избыточным представляется также дублирование норм о пенсионном обеспечении для граждан, замещавших должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в статье 19 Федерального закона № 184-ФЗ, поскольку в статье 41 данного закона предлагается установить общие правила для всех лиц, замещавших государственные должности. Кроме того, регулирование данных отношений не относится к предмету названной статьи.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом приведенных выше замечаний.