Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 224246–7 «О внесении изменений в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части изменения способа предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг)

Внесен членом Совета Федерации А.М. Чернецким, депутатом Государственной Думы В.Ф. Шрейдером, а также В.В. Рогоцким в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации


Проект федерального закона (далее – проект) разработан в целях повышения платежной дисциплины со стороны потребителей коммунальных услуг – получателей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии).

Согласно положениям статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Предоставление субсидий осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением (часть 3 статьи 159) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 159). При этом порядок определения размера субсидий, порядок их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159). В частности, пунктом 45 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрены следующие способы перечисления уполномоченными органами средств получателям субсидий:

1) на банковские счета или вклады до востребования, имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках;

2) в случаях отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста из‑за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими: путем выплаты (доставки) средств через организации связи; путем выплаты из кассы уполномоченного органа.

Следует отметить, что субъект Российской Федерации за счет регионального бюджета не только выделяет средства на предоставление субсидий, но и несет расходы по обеспечению их предоставления гражданам (подпункт 24 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). При этом согласно пункту 109 Методических рекомендаций по применению вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации (утверждены приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 года) в расходы, связанные с предоставлением субсидий, рекомендовано включать расходы на обеспечение предоставления субсидий, в том числе банковское вознаграждение за перечисление и зачисление средств субсидий на счета граждан, почтовые расходы на доставку средств субсидий гражданам и на другие почтовые услуги (марки, конверты, др.), расходы на оргтехнику и ее обслуживание, расходы на обеспечение средствами модемной связи и на местную сеть, а также на получение и отправление электронной почты, расходы на полиграфические услуги, расходы на телефонную и факсимильную связь и другие.

Вместе с тем, субсидия предоставляется на шесть месяцев и при этом ее предоставление может быть приостановлено или прекращено по ряду оснований, среди которых особое место занимает наличие задолженности за жилищно-коммунальные услуги. При этом в случае непогашения задолженности или несогласования срока задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении ее предоставления принимается решение о прекращении ее предоставления. Возврат средств в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно либо по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, несмотря на установленные законодательством предупредительные меры, направленные на своевременность внесения гражданами – получателями субсидий платы за жилищно-коммунальные услуги, в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается рост нецелевого использования гражданами предоставленных субсидий, что в свою очередь влияет на рост дебиторской и кредиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги в регионе.

Проектом предлагается внести в часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение, в соответствии с которым субъектам Российской Федерации предоставляется право установить случаи, в которых субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг могут быть перечислены на банковский счет исполнителя коммунальных услуг.

Правовым последствием принятия данного изменения будет снижение расходов средств бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение предоставления субсидий, установление возможности автоматического перечисления средств, выделенных в качестве субсидий, из регионального бюджета на банковские счета исполнителей коммунальных услуг в установленный срок, снижение объемов задолженности за жилищно-коммунальные услуги, а также упрощение порядка оформления и подтверждения гражданами права на получение субсидии.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, необходимого для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.