Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 267068–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

(в части продления срока и совершенствования деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства)

Внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, В.Ф. Шрейдером и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в положения Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), посредством которых:

1) продлевается на один год с 1 января 2018 года до 1 января 2019 года срок деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), по истечении которого с 1 января 2019 года Фонд подлежит ликвидации в связи с прекращением деятельности.

Необходимо отметить, что данные изменения уже вносятся Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“, принятым Государственной Думой 20 октября 2017 года, в связи с чем соответствующие положения проекта должны быть исключены;

2) уточняется ряд положений, затрагивающих финансовую деятельность Фонда, в том числе устанавливается обязанность Фонда открывать лицевые счета в Федеральном казначействе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также определяется, что под годовой (финансовой) бухгалтерской отчетностью Фонда признается не отчет о прибыли и убытках, а отчет о финансовых результатах, что приводит терминологию Федерального закона № 185-ФЗ в соответствие с терминологий Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) устанавливается возможность за счет средств Фонда переселять граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года и расположенного на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, независимо от выполнения данными регионами требования по обеспечению переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 года.

При этом, применение норм Федерального закона № 185-ФЗ к правоотношениям, возникающим в связи с предоставлением финансовой поддержки, допустимо только в части, не противоречащей установленным Правительством Российской Федерации порядку и условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда этим регионам;

4) вводятся положения о возврате субъектом Российской Федерации в Фонд финансовой поддержки в размере превышения выделенного лимита в случае, если уточненная общая площадь аварийного жилищного фонда оказывается меньше ранее представленной общей площади;

5) предусматривается признание утратившей силу нормы, устанавливающей, исходя из действующего срока деятельности Фонда, предельные сроки на подачу субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

6) исключается норма о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в случае невыполнения субъектами Российской Федерации требования по обеспечению до 1 сентября 2017 года переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Данная новация позволит обеспечить непрерывность оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на ликвидацию аварийного жилищного фонда.

Вместе с тем, вопрос о применении мер персональной ответственности к высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации за невыполнение в установленные сроки обязательства по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, так же как и вопрос о поощрении субъектов Российской Федерации своевременно завершивших переселение граждан из такого фонда, до 1 марта 2018 года находятся в проработке Правительством Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации (подпункты «г» и «д» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, 4 мая 2017 года № Пр-1001ГС).

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, необходимого для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом высказанного замечания.