Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 296348–7 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

(в части невозможности наложения административного наказания на депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации без согласия прокурора субъекта Российской Федерации).

Внесен депутатами Государственной Думы Н.Г.Брыкиным, Е.Е.Марченко, Р.К.Хуснулиным и др.


Проект федерального закона предусматривает, что депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – депутат) не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации.

Исходя из пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в случае привлечения депутата к административной ответственности применяется особый порядок производства по административным делам, установленный федеральными законами.

Частью 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (в том числе депутатов), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Применительно к рассматриваемому случаю речь идет, в том числе о статье 13 Федерального закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 12 апреля 2002 года № 9-П по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.П.Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края установил, что федеральный законодатель может установить для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации лишь такие дополнительные процессуальные гарантии, которые, не исключая административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, предусматривали бы обусловленное предназначением института парламентской неприкосновенности определенное усложнение соответствующих процедур. В частности, эти процедуры применительно к случаям привлечения депутатов к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за действия, не связанные с осуществлением ими своих полномочий, могу предполагать участие прокурора вышестоящего уровня в принятии решения и обязательность согласия суда на проведение соответствующих процессуальных действий.

В целом концепция рассматриваемого проекта федерального закона, предусматривающая установление дополнительных гарантий для депутатов, может быть поддержана.

Вместе с тем, по мнению Комитета, требует обсуждения вопрос о том, чтобы предлагаемый авторами законопроекта правовой механизм, исходя из взаимосвязи законоположений Федерального закона, а также Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по рассматриваемому вопросу, закрепить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях по аналогии с главой 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в частности, со статьей 447 «Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам» и статьей 448 «Возбуждение уголовного дела»).

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона.