Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 346930–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части конкретизации прав собственника жилого помещения).

 Внесен депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, Г.П.Хованской, А.Г.Сидякиным, П.Р.Качкаевым, М.М. Бариевым


Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел проект федерального закона № 346930–7
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект) и отмечает следующее.

Как следует из пояснительной записки, проект направлен на решение двух задач, а именно: предотвращение злоупотреблений собственниками жилых помещений своими правами путем совершения сделок, в результате которых возникает общая долевая собственность на жилое помещение, при этом размер долей в праве собственности является незначительным; обеспечение использования жилого помещения по назначению.

Предлагаемыми проектом изменениями в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предусматривается, что доля в праве общей собственности на жилое помещение может быть образована при условии, что размер доли каждого из сособственников обеспечит ему возможность вселения в жилое помещение при соблюдении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека. Доля в праве общей собственности на жилое помещение не может быть разделена собственником на части, если это повлечет невозможность вселения в жилое помещение каждого собственника с соблюдением учетной нормы площади жилого помещения на одного человека. Предусмотрено, что это положение не будет распространяться на случаи, когда доля в праве собственности на жилое помещение возникает в результате приватизации или при наследовании жилого помещения, а также на случаи, когда право общей долевой собственности возникает в силу закона. Согласно проекту, сделки, заключенные с нарушением указанных положений, являются ничтожными.

Проектом также предлагается ограничить право собственника жилого помещения на вселение в принадлежащее ему жилое помещение третьих лиц, если в результате такого вселения на каждого проживающего в таком помещении будет приходиться менее учетной нормы площади жилого помещения.

В случае, если на одного человека будет приходиться менее учетной нормы, вселение допускается при наличии судебного решения о признании лица членом семьи собственника.

Данное правило не распространяется на лиц, являющихся супругом, детьми или родителями собственника, и на лиц, проживание которых в жилом помещении допускается в соответствии с законом.

Следует отметить, что в настоящее время жилищным законодательством не предусмотрены ограничения в части дробления долей в праве собственности на жилое помещение и на вселение собственником в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение третьих лиц.

По мнению Комитета, установление законодательного барьера, препятствующего образованию долей в праве собственности на жилое помещение, имеющих незначительный размер, следует оценить положительно. С одной стороны, незначительный размер доли не позволяет реализовать в полной мере её правообладателю право пользования жилым помещением, с другой стороны, у собственника большей по размеру доли не всегда имеется волеизъявление на приобретение доли, имеющей незначительной размер.

При этом необходимо отметить, что принятие проекта не пресечет окончательно гражданский оборот незначительных по размеру долей в праве собственности на жилые помещения, т. к. не исключается возникновение таких долей у наследников и в порядке приватизации. Кроме этого, положения проекта не применяются к ранее возникшим долям в праве собственности на жилое помещение, что следует из статьи 4 проекта.

В части проектируемых норм об ограничении права собственника жилого помещения на вселение в принадлежащее ему жилое помещение третьих лиц, если в результате такого вселения на каждого проживающего в таком помещении будет приходиться менее учетной нормы площади жилого помещения, Комитет отмечает целесообразность редакционной корректировки части 1 статьи 31 Жилищного кодекса с учетом вносимого в нее дополнения. Необходимо четко разделить случаи, в которых требуется судебное либо внесудебное признание лица членом семьи собственника жилого помещения в целях его вселения в данное жилое помещение.

С учетом указанных выше ограничений права собственника на вселение в принадлежащее ему жилое помещение третьих лиц проектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и в Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона.