Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 432405–7 «О внесении изменения в статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части предоставления гражданам других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением)

Внесен депутатами Государственной Думы М.В. Щаповым, В.Ф. Шрейдером, П.И. Пимашковым и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменение в часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленное на расширение возможности предоставления гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87, 872, иного жилого помещения по договору социального найма, находящееся в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, с письменного согласия таких граждан.

При этом часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса дополняется предложением третьим, согласно которому отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса гражданам, выселяемым из жилых помещений по основаниям, установленным, в том числе статьями 86, 87, 872 Жилищного кодекса (в связи со сносом дома; в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение; в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания; в связи с изъятием земельного участка, на котором находится такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд), предоставляются другие жилые помещения по договору социального найма, которые должны находиться в границах данного населенного пункта.

При этом только в случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия граждан в письменной форме может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Такой случай предусмотрен частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Таким образом, в настоящее время переселение граждан в другой населенный пункт возможно только в случае, если жилой дом включен в региональные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) полагает, что сама идея о возможности переселения граждан в иные населенные пункты в определенных случаях (например, при отсутствии возможности предоставить жилое помещение в данном населенном пункте) заслуживает внимания. При этом, однако, необходима выработка механизмов обеспечения их прав и законных интересов.

Предлагаемое же проектом расширение случаев предоставления жилых помещений по договору социального найма в иных населенных пунктах, расположенных в границах того же субъекта Российской Федерации (а расстояние между такими населенными пунктами может быть очень значительным), может привести к ухудшению положения переселяемых граждан. Условие о письменном согласии гражданина на такое переселение само по себе не гарантирует соблюдение его прав и интересов.

Такие случаи переселения граждан должны обеспечиваться дополнительными гарантиями в части сохранения права на предоставление жилья, очередности его предоставления, соблюдения параметров равнозначности жилья (по площади, благоустроенности и другие), возможности оспаривания решения органов публичной власти.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет полагает возможным не поддерживать концепцию проекта федерального закона в представленной редакции.