Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 428792–7 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части установления ограничения для главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса)

Внесен депутатами Государственной Думы А.В.Чепой, О.А.Николаевым


В настоящее время Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) для главы муниципального образования установлено ограничение, согласно которому он не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

При этом указанное ограничение не распространяется на случаи, когда в муниципальном образовании (имеющем статус сельского поселения или внутригородского муниципального образования города федерального значения) предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Проектом федерального закона предлагается уточнить указанное изъятие, распространив ограничение на одновременное исполнение полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации на случаи, когда избрание главы муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

По мнению разработчиков проекта федерального закона, в системе действующего правового регулирования допускается возможность вхождения главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, в состав представительного органа муниципального образования, что противоречит правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.

Разработчиками проекта федерального закона также указывается на неоднозначную судебную практику по вышеуказанному вопросу.

Необходимо отметить, что часть 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень способов избрания главы муниципального образования.

Так, согласно пунктам 2 и 3 части 2 указанной статьи возможность исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования для главы муниципального образования предусмотрена только в случае его избрания на муниципальных выборах либо избрания представительным органом муниципального образования из своего состава.

При этом в случае избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, предусмотрен только вариант, когда он возглавляет местную администрацию (пункт 5 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Таким образом, в действующей системе правового регулирования положения Федерального закона № 131-ФЗ в их взаимосвязи не предусматривают возможности исполнения главой муниципального образования полномочий председателя представительного органа муниципального образования в случае избрания его представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Вместе с тем, учитывая неоднозначное толкование указанных норм на практике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера концептуально поддерживает идею о необходимости обеспечения единообразного понимания их содержания.

Однако представляется, что установление предлагаемого проектом федерального закона исключения в части 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ не обеспечит достижения указанной цели.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным не поддерживать концепцию проекта федерального закона в представленной редакции.