Мероприятие провел заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел совещание, посвященное вопросам совершенствования законодательных условий и форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
Обсуждались вопросы участия населения в осуществлении местного самоуправления, а также участия граждан в реализации
национальных проектов.
Заместитель председателя
Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий
Городецкий
Владимир Филипповичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Новосибирской области
отметил, что тематика
совершенствования и расширения форм, механизмов и практики участия населения в решении вопросов местного значения имеет сегодня особую значимость.
«В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию были обозначены важнейшие направления дальнейшего развития местного самоуправления».
Федеральное законодательство, отметил сенатор, предусматривает достаточно широкий перечень и форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, и участия населения в осуществлении местного самоуправления. «Это муниципальные выборы, местный референдум, сход граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания, конференции, опросы граждан, обращения, многие другие. Очень важно, что этот перечень не является исчерпывающим и граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления также в иных формах, которые не противоречат закону».
В последние годы, отметил сенатор, многое было сделано для развития институтов непосредственного осуществления населением местного самоуправления. «Например, Федеральным законом был закреплен правовой статус старост сельских населенных пунктов. Этот институт получил очень широкое распространение в регионах. Он востребован, интересен людям и эффективен».
Другим важным изменением стало включение расположенных на межселенной территории населенных пунктов в состав территории, на которой может осуществляться территориальное общественное самоуправление, рассказал Владимир Городецкий. Также внесены изменения, направленные на совершенствование процедуры проведения схода граждан. «Эти изменения гарантировали заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, а также их ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода».
Кроме того, была предусмотрена возможность поэтапного проведения схода граждан в случае, если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта.
Владимир Городецкий подчеркнул, что вопросы непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются предметом особого внимания профильного Комитета СФ. Одним из наиболее значимых мероприятий стало заседание Совета по местному самоуправлению при СФ в ноябре 2019 года, посвященное участию органов местного самоуправления в реализации национальных проектов. «По итогам мероприятия мы рекомендовали регионам шире привлекать к участию в реализации национальных проектов органы местного самоуправления. В целях реализации национальных проектов мы также предложили органам местного самоуправления подумать над созданием муниципальных проектных офисов».
В свою очередь, муниципалитетам было рекомендовано шире вовлекать жителей, общественные объединения, территориальное общественное самоуправление в работу по благоустройству дворовых территорий, городских парков и других общественных территорий, рассказал сенатор.
«Весьма перспективной формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления является инициативное бюджетирование. За более чем двенадцать лет с начала применения «инициативного бюджетирования» во многих регионах накоплен большой опыт его реализации на муниципальном уровне».
Перспективной формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления является инициативное бюджетирование
Сенатор пояснил, что под инициативным проектом понимается проект, посредством которого обеспечивается участие жителей муниципального образования или его части в определении приоритетных направлений расходования местного бюджета, поддержка реализации их инициатив по решению вопросов местного значения.
«Сегодня положительный потенциал применения института инициативного бюджетирования еще далеко не исчерпан. 30 января на заседании Совета по местному самоуправлению Президент РФ особо отметил, что нужно повышать роль инициативного бюджетирования и что в ближайшие три года необходимо довести как минимум до пяти процентов долю расходов муниципалитетов, которые определяются с прямым учётом мнения граждан».
Это очень важно, ведь главным принципом этого института является непосредственное участие граждан в разработке и выборе проектов, направленных на решение наиболее актуальных, злободневных проблем по вопросам местного значения — исходя из своих потребностей и интересов, пояснил сенатор.
Он напомнил, что
заместитель Председателя СФ Андрей
Турчак,
Турчак
Андрей АнатольевичГлава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай
председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной
политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко
Мельниченко
Олег ВладимировичГубернатор Пензенской области
и депутат Государственной Думы Сергей Неверов 3 февраля внесли в нижнюю
палату парламента два законопроекта, направленных на установление правовых
основ инициативного бюджетирования.
«Очень важным является вопрос интеграции региональных и муниципальных программ с национальными проектами. Для эффективной работы в рамках единой системы необходимо обеспечить четкую постановку целей и задач, проведение мероприятий национальных проектов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Очевидно, что для успешного включения муниципального уровня в эту работу требуется обеспечить скоординированное взаимодействие на местах».
Сенатор также затронул тему внесения изменений в Конституцию РФ. «В Послании Президента РФ Федеральному Собранию была отмечена необходимость закрепления в Конституции принципов единой системы публичной власти, а также выстраивания эффективного взаимодействия между государственными и муниципальным уровнями власти. Государственной Думой в первом чтении принят проект закона о поправке к Конституции Российской Федерации, содержащий соответствующие проектируемые изменения».
Сенатор предложил участникам более детально обсудить эффективные механизмы решения этих задач.
Заместитель директора Департамента производительности и эффективности Министерства экономического развития РФ Алексей Михайлов остановился на вопросах участия органов местного самоуправления в реализации национальных проектов — через региональные проекты. «Ряд национальных проектов, такие как «Культура», «Образование», «Экология», «Цифровая экономика», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда» вообще не могут быть реализованы без представителей местного самоуправления», — подчеркнул представитель Минэкономразвития. Он привел примеры успешного взаимодействия органов федеральной, региональной власти и местного самоуправления. Алексей Михайлов также выступил за синхронизацию показателей оценки эффективности высших должностных лиц регионов и представителей органов местного самоуправления.
Руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Министерства финансов России Владимир Вагин рассказал о работе механизмов инициативного бюджетирования. В прошлом году в России было реализовано почти 19 тысяч проектов. 68 регионов участвуют в инициативном бюджетировании. Там, где это происходит, заметно выше качество расходования бюджетных средств и эффективность реализованных проектов, отметил эксперт.
В ходе обсуждения представители субъектов Федерации, руководители муниципальных образований и эксперты высказали конкретные предложения по повышению эффективности дальнейшего развития форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Все они будут проанализированы и использованы для подготовки предложений для развития местного самоуправления и совершенствования законодательства.